среда, 15 мая 2013 г.

Мои размышления...

А мы с Нинулькой болеем на пару, сначала дочка вирусяку подхватила, а я уж от нее... Когда Нина болеет я нахожусь в какой-то прострации (никак не могу побороть это дело) - все дела сразу откладываются, слоняюсь из угла в угол... когда немножко отпускает читаю-размышляю, руками все равно работать не могу... вот и сейчас так... по моему последнему посту можно понять, что интересует меня сейчас тема семейного образования... читаю, ищу информацию, единомышленников... муж так искоса поглядывать начал... но нам еще 3 года свободы даны, поэтому особо пока мои заморочки никого не беспокоят...

Решила вот пост написать, но не о семейном/домашнем образовании (тут я еще совсем молода и неопытна, даже теоретика из себя слабого представляю)... напишу о своем мнении по поводу дошкольного образования, ну конечно же семейного (потому как в сад мы не пошли и не пойдем).

Начну с того, что лично из меня школа (разумеется с моим участием) сделала перфекционистку, я из людей с "синдромом отличника" - что бы я не делала, я стремлюсь делать "на высоте", "лучше всех" (что приносит мне кучу проблем по жизни, и с чем я пытаюсь бороться по мере своих сил). Это я не жалуюсь на школу, что сделано-то сделано, это просто имеет место быть. Вот и к рождению ребенка я готовилась как отличница- я читала кучу литературы про развитие детей, изучала различные методики раннего развития, выбирая из них то, что было мне близко.

Когда родилась дочь оказалось, что я не была готова к тому, что у малышей могут быть различные заморочки со здоровьем: 2,5 месяца в распорках и постоянные проблемы из-за дисбактериоза я восприняла не совсем адекватно. Но так или иначе к 3м месяцам я уже взяла себя в руки и начала "заниматься ранним развитием"- читала книжки, показывала карточки, включала классическую, иностранную музыку, играла в игры. Нина оказалась любопытным ребенком- все мои выкаблучивания перед ней она принимала с огромным интересом. По мере ее взросления у нас появилось множество пособий и "развивалок". Мы занимались кучей интересных дел. Примерно с 2,5 лет мне даже пришлось составлять себе примерное расписание занятий-набор занятий с дочкой на неделю, потому что разнообразие и объем изучаемого материала возрос настолько, что план на неделю не помещался в моей голове.

Так продолжалось лет до 3х с копейками. Если бы со здоровьем дочки все было хорошо, я даже отдала бы ее в детский сад, ну или по крайней мере в развивающую студию на полдня (что на самом деле немногим лучше). Но этого не произошло. И это большое счастье для меня. В какой-то момент видимо начался у нас тот самый кризис трехлетнего возраста (я не ощутила его по каким-либо скандалам или проблемам), когда Нина стала пытаться выделить себя, тут началось самое интересное- руководить нашими занятиями стала она сама. Теперь она решает, чем она хочет заниматься, как долго она это будет делать, в какой форме. Я зачастую помогаю лишь отдельными ответами на её вопросы. И мне это очень нравится!!! Может именно поэтому я и заинтересовалась семейным обучением, хотя мои-то мечты вовсе об анскулинге (почитайте  в поисковике-наинтереснейшая тема).

И вот теперь, исходя из нынешних моих открытий, сделанных с помощью дочки, мои мысли о "раннем развитии": если подразумевать под "ранним развитием"  овладение определенными знаниями и навыками как можно раньше-я против. А кому это нужно? Ну научится двухлетка читать, потому что вы с рождения ему кубики Зайцева пели - ну и зачем? какая практическая польза для ребенка? У него самого изначально не было такой потребности, её внушили вы со стороны. Это не значит, что я абсолютно против развивающих занятий с ребенком - просто я поняла для себя, что ребенок намного быстрее чему-то научится, если интерес возникнет изначально у него самого, если этот интерес не будет навязан извне. И кроме всего прочего, это сделает его более самостоятельным- у него САМОГО возник интерес, он САМ его удовлетворяет, с помощью взрослого (взрослый при этом-лишь помощник). Не нужно подстегивать свое дитя, не нужно ничего навязывать, пусть все идет своим чередом. Рано или поздно захочет ребенок читать САМ (тут правда есть сложность в том, что "по стандартам" должен он это к 7ми годам обязательно уметь; хорошо, что нет обязательного стандарта, когда ребенок должен ходить научиться - с точностью до недели-а ведь было бы аналогично).

Что же делать заботливым родителям? На мой взгляд- любить своего ребенка и верить в него. Ну и развивающую среду никто не отменял - пусть будут вокруг и пособия различные, и игрушки развивающие. Пусть ребенок знает, что у него есть инструменты для решения задач, которые поставит он сам. У нас есть много полезных пособий и игр. Каждый раз, когда я делаю новое пособие, я знакомлю Нину с ним, поясняю, как с ним играть. Новая игрушка всегда интересна. Таким образом, дочь знает, что у нее есть. Когда есть желание - она просит достать то или иное пособие и играет/либо играем вместе.

Оглядываясь назад могу сказать, что о наших с Ниной занятиях до 3х лет я не жалею- они и вправду приносили нам обеим удовольствие, это было время, проведенное вместе, это нас сблизило еще больше. Но у меня в голове и не было научить ребенка читать до 3х лет или считать или что-то такое еще, лично мне хотелось побольше совместного творчества- мы этим в основном и занимались.

Может немного сумбурный пост получился, если что сошлюсь на свою болезнь- "не в себе я была..."

4 комментария:

  1. Очень хорошо написала! Выздоравливайте!

    ОтветитьУдалить
  2. Люблю я читать тебя;) Поправляйте, дорогие мои;) А уж твои развивалки доставляют даже мне огромное удовольствие!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо, согрела словами... мы очень стараемся...

      Удалить