понедельник, 13 мая 2013 г.

О домашнем обучении...

Никого ни на что не агитирую, понравилась фантазия на тему "А как же социализация? 20 лет спустя" (перевод с английского Ольги Золотаревой), взято здесь:

  • Две женщины встретились на детской площадке, их дети катаются на качелях и играют в мяч. Женщины сидят на скамейках, наблюдают за детьми. В конце концов, они начинают разговаривать.
Мэгги: Привет. Меня зовут Мэгги. Мои дети - те трое в красных рубашках, это помогает мне не терять их из вида.
Терри: (Улыбаясь) Я – Терри. Мои – в розовой и желтой рубашках. Вы сюда часто ходите?
 Мэгги: Обычно два или три раза в неделю, после библиотеки.
Терри: Удивительно. Где вы находите время?
Мэгги: Мы обучаемся дома, поэтому обычно мы ходим туда днем.
Терри: Среди моих соседей есть хоумскулеры, но мои дети ходят в школу.
Мэгги: Как Вы справляетесь?
Терри: Это нелегко. Я хожу на все родительские собрания, занимаюсь с детьми каждый день после школы и активно участвую в их жизни.
Мэгги: А как же социализация? Разве Вы не беспокоитесь, что они находятся целый день взаперти с детьми одного возраста, безо всякой возможности естественных взаимоотношений?
Терри: Ну, да. Но я прилагаю много сил, чтобы это сбалансировать. У них есть друзья-хоумскулеры, и мы почти каждый месяц навещаем бабушку и дедушку.
Мэгги: Кажется, Вы очень самоотверженная мать. Но разве Вы не беспокоитесь обо всех возможностях, которые они упускают? Я имею в виду то, что они так оторваны от реальной жизни – как они узнают, на что похож мир?  чем люди зарабатывают себе на жизнь? как ладить с различными людьми?
Терри: Да, мы обсуждали это на школьном собрании. Мы основали фонд для того, чтобы приглашать разных людей в класс. В прошлом месяце у нас были полицейский и доктор, они разговаривали с каждым классом. А в следующем месяце у нас будут выступать с речью женщина из Японии и мужчина из Кении.
Мэгги: О, мы встретили человека из Японии в гастрономе на прошлой неделе, и он рассказал нам о своем детстве в Токио. Мои дети были в полном восторге. Мы пригласили его на ужин и познакомились с его женой и тремя детьми.
Терри: Это здорово. Хмм… Может быть, нам стоит запланировать что-нибудь из японской кухни на день, посвященный многим национальностям. 
Мэгги: Может быть, ваша гостья из Японии смогла бы пообедать с детьми?
Терри: О, нет. У нее очень жесткий график. Ей в тот день надо будет посетить еще две школы. Такие встречи, как у нас, сейчас повсеместно.
Мэгги: Жаль. Ну, может быть, вы встретите кого-нибудь интересного однажды в гастрономе и пригласите на обед.
Терри: Не думаю. Я никогда не говорю с людьми в магазине – уж точно не с людьми, которые могут не знать язык. Что, если бы этот японец не смог ответить?
Мэгги: По правде сказать, у меня не было времени подумать об этом. Прежде чем я его даже заметила, мой шестилетка уже спросил его, что он собирается делать со всеми теми апельсинами, которые тот покупал.
Терри: Ваш ребенок разговаривает с незнакомцами?
Мэгги: Я была там с ним. Он знает, что когда он со мной, он может говорить с любым, с кем захочет.
Терри: Но Вы культивируете опасные привычки. Мои дети никогда не говорят с незнакомцами.
Мэгги: Даже когда они с Вами?
Терри: Они никогда не бывают со мной, только дома после школы. Так что Вы видите, почему для них так важно понять, что разговаривать с незнакомцами нельзя.
Мэгги: Да, понимаю. Но если бы они были с Вами, они могли бы встречать интересных людей и не бояться. Они бы прикоснулись к реальности в реальном окружении. Они бы также научились различать опасные или подозрительные ситуации.
Терри: Они будут проходить это в третьем и пятом классах.
Мэгги: Я вижу, что Вы очень заботливая мама. Я оставлю Вам свой номер – звоните, если захотите поговорить о чем-нибудь. Приятно было познакомиться!

6 комментариев:

  1. Удивительно,но это не для нашей реальности:)

    ОтветитьУдалить
  2. А ведь учатся дети дома, например в Австралии на отдаленных фермах. Я думаю, мы еще не дошли до этого. Я бы хотела, но я понимаю, что моих сил не хватит на обучение своего ребенка, дошкольное да, может и младшее школьное я бы осилила, но потом...Про родственников я уже молчу, не поймут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я сейчас этой темой заинтересована, читаю книги/статьи/личный опыт про хоумскулинг... так вот - совсем не нужно быть педагогом, это огромное заблуждение... дело не в твоих знаниях/педагогическом опыте/пр. - дело только в твоем желании этим заниматься... Джон Холт писал: "Поскольку мы не знаем, какие знания нам понадобятся в будущем, просто бессмысленно учить этому заранее. Вместо этого мы должны вырастить людей, которые обожают учиться и умеют учиться так хорошо, что они в любой момент могут научиться всему необходимому".

      Удалить
  3. Интересный разговор:)) Мы вот в садик не идем, и я еще не видела не одного одобрительного взгляда и уж тем более не слышала:)) В группе на 4 часа ему достаточно 2-3 дней в неделю, потом скучать начинает. С ужасом думаю о школе, тем более сегодняшней. Про хоумсул, надо быть очень сильным, чтобы отстаивать свое мнение и отбиваться от консервативной общественности..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В России есть уже достаточный опыт (особенно в Москве), да и законодательно есть варианты, в Казахстане (я живу в Казахстане) нет таких вариантов... мы тоже в сад не ходим, раньше что-то кому-то доказывала, когда критиковали... сейчас поняла для себя, что сделала правильно, а когда приходит это понимание - ничего никому доказывать уже не надо (если ты уверен в своем решении на 100%, то какая разница, что по этому поводу думают окружающие - если только это не муж)... мне кажется так же и с семейным образованием-если решишь для себя на 100% - все остальное само сложится...

      Удалить
  4. Отличная статья! Я понимаю что мне самой решительности просто не хватает для этого! И мнение окружения тут не при чем).
    Ведь изучать природу и окружающий мир лучше в путешествиях и прогулках, а не в душном классе). И так во всем.
    Иногда мечтаю как это класно могло бы быть. Может за несколько лет что нам остались до школы, что изменится и я приму решение учиться дома).

    ОтветитьУдалить